УМНЫЕ ВЕЩИ

на этой страничке вы можете прочитать интересные размышления умных людей, а также добавить свою тему для обсуждения. Пишите, мы обязательно найдем время и поможем вам!

СПИСОК ОБСУЖДАЕМЫХ ТЕМ:

Что значит жить?

Концепция психоанализа

 

Что значит жить?

         Я предлагаю вам окунуться в проблемы житейские и рассказать: что для меня значит жить. Начнем постепенно. Вам нравится жизнь? Ваша, сегодняшняя? Мне нравится. Чем? Я чувствую себя свободным и могу многое сделать. Что? Да практически все, что захочу. «Значит вы либо богат, либо дурак!» - говорят многие и совершенно неправы. А вы как бы ответили? Подумайте.

Я попробую вам рассказать, как добился этого. Итак, все сложное начинается с малого. Человек – песчинка нашего общества. Прежде всего, надо начинать так. И в каждом отображается окружающий мир. Выходит, что человек – призма мира? А почему нет? Мы формируем свое представление о нем через свои ощущения, чувства, домыслы и т.д. А как мы живем? Так как видим мир! Жизнь – сложная цепочка из действий, поступков, отношений, вызванных в ответ на события, происходящие в мире. Значит все дело в «призме»? Я думаю, что в большей степени это верно.

Начнем также как и раньше. «Призма» - это человеческий разум, который в свою силу преломляет все возбуждения, идущие от окружающего мира. Каждый сам настраивает ее – это бесспорно. А что вы делаете, чтобы настроить ее? Автонастройка? Так чаще всего и бывает. Увы! На самом деле следует лишь разобраться. Сесть и разобраться в своих мыслях. Окружающие вас люди,  прохожие, например, важны для вас? Вы думали о том, понравился ли мне человек, или я ему? Я стал, относится к этому проще, хотя раньше ставил окружающих, а противовес себе. Думаю, это вам будет интересно. Я всегда поступал так, чтобы понравится окружающим или не выглядеть в их глазах слишком плохо. Затем я возненавидел их, считая себя, не побоюсь сказать «изгоем»! а потом, мне подсказали, что не стоит, прятать все в себе, жить надо не для НИХ, а для себя. Это серьезно изменило меня, но, конечно же, не мгновенно. Прошло почти три года, когда я смог сказать честно самому себе: «Димка, я же живу, так как хочу!»

Это отнюдь не единственный случай. Я знаю множество людей, которые стали заложниками этого ОКРУЖАЮЩЕГО мира. Их призма только поглощает свет, и они гибнут от этого. Как это? Очень просто! В наше время, когда надвигается глобальная информатизация общества, люди, становятся  рабами моды. С экранов ТВ, из газет – отовсюду, нам навевается стереотипный образ поведения, а чаще я называю его «ОБРАЗ ПОКЛОНЕНИЯ», по которому жить становится намного проще. Мы не замечаем этого! А ведь так и есть. Очистите полностью свою голову и выйдите на улицу. Посмотрите на детей, самый яркий пример, и вы не отличите его от тех, которых «рекламируют» многие фильмы. Они стараются вести себя вызывающе, вульгарно, пытаясь походить на развратную молодежь, образ которой перекочевал к нам с запада и Америки. Модно становится, не учится, курить травку, колоться, посылать старших и любить себя великих! А что остальные – поступают так же, как и большинство,…это дети, а присмотритесь к тем, кто повзрослей…бригадиры и дорогие шлюхи…если честно. Нет, я не пессимист и вижу в жизни хорошее, но его становится так мало! Человек не может уже жить без одобрения окружающих, а ОКРУЖАЮЩИМИ правит тот, кто заказывает всю эту «МУЗЫКУ»! какие там роботы! В будущем нас ждет огромная проблема – ЗОМБИРОВАНИЯ личности.… Разве я не прав?

А теперь подумайте: стоит ли уподобляться чужому мнению, даже близких? А потому я стал жить по своему методу: всем не понравишься, другой не лучше, своя голова плечам легче. Теперь мне не нужно гнаться за другими, за модой, страдать от неодобрения других и т.д. Я ЖИВУ ТАК, КАК СЧИТАЮ ЛУЧШЕ ДЛЯ СЕБЯ. Стал проще смотреть на мир и…столько смешного стал видеть! Люди кажутся завистливыми и мелочными муравьями, по радио и ТВ несут полный бред(да вы сами отвлеченно послушайте!), все рассчитано на необразованность! А от обучения детей отбивают, как я уже сказал…так зачем становится зомби? Подумайте, возможно мой рецепт неидеален, но жить то стало намного легче. Раньше для всех я был одним из большинства, теперь меня уважают, завидуют, льстят… а ведь я просто стал самим собой…

Д.М.

10.02.04

Концепция психоанализа

1.        Введение (Основная предпосылка психоанализа.                          Определение сознательного и бессознательного).

 

2.        Развитие психоанализа. Психоанализ как философское                 течение.

 

3.        Преувеличение роли сексуальных влечений в психической                    жизни человека —  один из главных призывов к                           “раскрепощению чувственности”.

 

4.        Истолкование сновидений, как “королевская дорога”                   психоанализа.

 

5.        Заключение (Психоанализ —  урок скромности для                               человека).

Часть 1. Введение.

 

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, то есть вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления —  здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, то есть экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его,  ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

 

Часть 2.

 

Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По мнению Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению:  от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “ метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

 

Часть 3.

 

Психоаналитическая концепция культуры содержится уже в ”Толковании сновидений” (1900 г.), поскольку сновидение рассматривается как приватная  микрология сновидца, а мир представляет как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых эта “тьма” берет верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновидениями — и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определенные идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчеркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире.

Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он судя по всему был неплохо с этими учениями знаком.

Фрейдовское учение предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощенно понятая установка естествознания, а так же буржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил все внимание на том, что по его мнению, присуще природе человека, то есть на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры, присущи всем людям.

Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового... Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счете и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.

 

Часть 4.

 

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую     пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуального объекта”).

 

Часть 5. Заключение.

 

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ —  это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

 

Список литературы.

 

1. З. Фрейд “Психоанализ. Религия. Культура”.

 

2. А.М. Руткевич “От Фрейда к Хайдеггеру”.

 

3. П.С. Таранов “Анатомия мудрости”.

Рейтинг@Mail.ru

 

На главную

Hosted by uCoz